Шаг 1: Стратегические направления развития Приморья. Новая экономическая политика Приморья — НЭПП-2018

Возможности формирования стратегических направлений развития Приморья (или Новой экономической политики Приморья (НЭПП-2018) во многом задаются и обусловливаются новыми геополитическими и внешнеэкономическими условиями.

В связи очередной «волной» мощного и затянувшегося геополитического давления Запада, Россия, во многом вынужденно, осуществляет «разворот» на Восток: активизируется во внешнеэкономическом сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и реализует в своих дальневосточных регионах ряд крупных национальных проектов и др. Разворот России на Восток – это один из естественных способов ее реагирования на очередное ухудшение отношений с Западом. И этот «разворот» для Дальневосточных регионов, и в первую очередь, для Приморского края, – большой шанс обеспечить на своих территориях опережающее развитие. Другой шанс для опережающего развития Дальневосточных земель может не скоро представиться, особенно учитывая чрезмерную «зацикленность» российских властей все предыдущие периоды на Западе – как «центре политического мироздания» и бюрократическую инерцию в проведении внешнеэкономической политики».

То есть, сегодня Россия снова стоит перед необходимостью укрепления собственной экономики за счет совершения очередного рывка в своем пространственном развитии на Восток (как это было в России в предыдущие периоды уже неоднократно) и, как особенность данного этапа, – активного внешнеэкономического сотрудничества со своими восточными соседями.

Наряду с этими глобальными геополитическими и внешнеэкономическими обстоятельствами, Приморский край обладает значительными собственными (или внутренними) факторами развития, которые в новых условиях можно реальнее и масштабнее использовать.

Один из таких мощных факторов развития для Приморья – это его уникальное географическое положение в контактной зоне крупнейшего континента Евразия и крупнейшего Тихого океана, огромной России с ее столь же огромным природно-ресурсным потенциалом и крупнейших, динамично развивающихся стран АТР. Действительно Приморский край является уникальным регионом с его особенным экономико-географическим положением, и это должно быть эффективно использовано как фактор опережающего развития в новых геополитических и внешнеэкономических условиях. Объективными, по сути, глобальными факторами его долгосрочного развития, являются:

• Соседство с крупнейшими и динамично развивающимися странами АТР, что в новых условиях необходимо активно использовать в целях внешнеэкономического, научно-технического, гуманитарного и пр. сотрудничества в целях опережающего развития региона и роста благосостояния населения.• Приморский край – уникальный регион с протяженной морской береговой линией и удобными незамерзающими бухтами – что должно быть наиболее эффективно и масштабно использовано в целях строительства современных глубоководных портов, портовых комплексов, развития рыбоперерабатывающих комбинатов, создания марикультурных предприятий, туристско-рекреационной деятельности;
• Регион со значительным недоиспользуемым природно-ресурсным потенциалом (минеральных, лесных ресурсов, сельскохозяйственных земель, биоресурсов морей и др.) – который в условиях «разворота» России на Восток может эффективнее использоваться (на основе привлечения государственных, частных и иностранных инвестиций, и создания современных обрабатывающих, в т.ч. экспортоориентированных, промышленных производств;
• Регион со значительными возможностями нового хозяйственного, в т.ч. сельскохозяйственного, освоения, восстановления на современной основе сельскохозяйственных предприятий, развития аквакультурных хозяйств, ориентированных как на внутренний рынок, так и на экспорт своей экологичной продукции.

Стратегические направления развития Приморья (или Новая экономическая политика Приморья (НЭПП-2018) задается и обусловливается и рядом других факторов:

— более высоким (в сравнении с другими регионами Дальнего Востока и Забайкалья) социально-экономическим, инфраструктурным и научно-техническим потенциалом развития;
— необходимостью решения текущих проблем (жилищных, которые большая часть населения не в состоянии самостоятельно решить), топливно-энергетических, продовольственных, транспортных, экологических, и др.);
— необходимостью повышения конкурентоспособности местной продукции на различных уровнях рынка сбыта;
— необходимостью решения демографических проблем региона – особенно учитывая, что народонаселение является основной производительной силой любого региона и фактором обеспечения демографического контроля над собственной территорией (обезлюдевшие территории быстро становятся объектом геополитических конфликтов сверхдержав, тем более, такая территория как Приморский край, расположенная в геополитически важной точке мира – в контактной зоне России, Китая, Корейских республик, Японии).

Эффективное социально-экономическое развитие Приморского края в ближайшей перспективе должен, в т. ч., состоять в следующем:

1. Создание экономически эффективного хозяйственного комплекса, с повышением конкурентоспособности приморских товаров, увеличением емкости местных рынков и сокращением дотационности отдельных сфер хозяйства и инфраструктуры.
2. Повышение уровня развития перерабатывающих производств, с более комплексным и эффективным использованием большого и разнообразного природно-ресурсного потенциала края, включая разнообразные морские и океанические ресурсы.
3. Эффективное использование уникального географического положения, которое является благоприятным условием и весомым фактором активизации внешнеэкономической деятельности и масштабного развития экспортоориентированных производств.

В настоящее время в Приморском крае формируется 3-х секторная хозяйственная структура:

1-ый сектор – сравнительно крупные производства, ориентирующиеся в основном на экспорт в страны АТР, а некоторая часть – на вывоз продукции в другие регионы России.
2-ой сектор – производства, большей частью, средних и малых предприятий, с ориентацией на свой дальневосточный региональный рынок.
3-ий сектор – бюджетный, выполняющий оборонные функции (погранвойска, армия, флот, обслуживающая их инфраструктура), научно-исследовательские, природоохранные и другие функции. В обозримой перспективе следует ожидать сохранения такой 3-ех секторной структуры хозяйства.

При формировании стратегии пространственного развития Приморского края на ближайшую перспективу (или экономической политики Приморского края-2018) следует также учитывать, что экономические центры, формирующиеся на морском побережье, при прочих равных условиях обладают более высоким потенциалом социально-экономического развития. Основными факторами этого являются:

1. Стык (контакт) сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и др.) с морским. Благодаря этому зона экономического, в том числе рыночного влияния прибрежных центров существенно расширяется;
2. Возможности комплексирования в использовании разнообразных природных ресурсов суши и моря, океана;
3. Благоприятные предпосылки комплексирования «сухопутных» территориальных и морских, акваториальных видов хозяйственной деятельности.

Главной целью новой экономической стратегии развития Приморского края должно стать быстрое экономическое развитие края на основе создания ряда новых высокодоходных и модернизации некоторых существующих производств – с учетом требований времени и конкурентных преимуществ региона. Именно на основе создания новых высокоэффективных и модернизации ряда существующих производств можно кардинально увеличить экономический потенциал края, усилить его налоговую базу, что, в свою очередь, позволит поднять уровень, качество жизни населения.

Стратегическими долгосрочными целями для Приморского края являются:

* радикальное усиление экономического потенциала края на основе дальнейшей диверсификации экономики и эффективного использования его важного конкурентного преимущества – разнообразного природно-ресурсного потенциала (как собственного, так и ввозимого из других регионов Дальнего Востока и Сибири, например, нефти и газа);
* создание экономически эффективного хозяйственного комплекса, способного производить конкурентоспособные товары для потребностей дальневосточного рынка и для рынков стран АТР;
* создание в прибрежных городах опорной базы масштабного освоения природных ресурсов Тихого океана на современном уровне;
* формирование особых аква-территориальных хозяйственных структур в зоне контакта, стыка суша-океан, обеспечивающих эффективную реализацию основных видов контактных функций в сфере национальных стратегических интересов;
* обеспечение равноправного экономического и политического присутствия в АТР, развитие и поддержание оборонного потенциала для обеспечения безопасности и суверенитета;
* достижение высокого уровня и качества жизни населения края;
* сокращение различий в уровне социально-экономического развития территорий края;
* координация, согласование интересов производителей товаров, потребителей и органов власти в повышении качества и конкурентоспособности товаров, выпускаемых на территории края;
* развитие целевых, ключевых рынков приморских товаров;
* формирование эффективной системы природопользования, оптимальных условий возобновления природных ресурсов, воспроизводства и расширения минерально-сырьевой базы, снижения техногенного воздействия на окружающую среду.
* снижение влияния регулируемых конкурентных недостатков территории края на ведение экономических видов деятельности по сравнению с другими регионами Дальнего Востока России и сопредельными провинциями КНР, формирование более благоприятной среды хозяйствования;
* стимулирование развития производств в приоритетных для края отраслях (транспортно-логистический комплекс, марикультура, рыбопереработка, машиностроение, деревообработка и др.);
* обеспечение растущих транспортно-транзитных связей России со странами АТР, а также – жизненно важных грузоперевозок в северо-восточные районы России;
* модернизация добывающих и развитие перерабатывающих отраслей с целью комплексного освоения природных ресурсов, углубленной их переработки и увеличения поставок обработанной готовой продукции на рынки России и на экспорт;
* модернизация и развитие инфраструктурных отраслей – магистральных видов транспорта, топливно-энергетических, средств связи – во многом обеспечивающих рост конкурентоспособности товаров;
* формирование опорной материальной и научно-технической базы освоения ресурсов Тихого океана;
* привлечение в инфраструктуру края передовых технологий;
* оказание курортно-оздоровительных и туристических услуг населению восточных районов России и зарубежья.
* снижение реальной безработицы до уровня менее 3% от трудоспособного населения;
* устойчивый экономический рост производства края — на 7–10% в год;
* выход на бездотационный уровень социально-экономического развития края;
* обеспечение 70–75% потребности в продовольственных товарах собственного производства.

Перспективными направлениями социально-экономического развития территории являются:

1. Развитие инженерной, энергетической и транспортной инфраструктуры территории;
2. Обновление и модернизация производственных фондов, на основе современных и наиболее перспективных технологий;
3. Привлечение технологий, способных производить востребованную и конкурентоспособную на рынке продукцию и гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры;
4. Структурные изменения образовательного комплекса согласно потребностям экономики;
5. Создание научных комплексов, ориентированных на потребности региональной экономики, активное использование результатов научных исследований в производстве;
Перспективными видами хозяйственной деятельности в Приморском крае являются:
1. Транспортно-логистический комплекс, портовое хозяйство, морские перевозки, обеспечивающие транзитные железнодорожно-морские во взаимодействии России со странами АТР, Европы; обеспечение северного завоза – модернизация и создания портовых сооружений на южном и восточном побережье края с развитием транспортных сетей и международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
2. Производства по добыче и глубокой комплексной переработке местных природных ресурсов (рыбных, лесных, руд цветных металлов) на основе новейших технологий, в т. ч. биотехнологий;
3. Биотехнологические производства высококачественных биологически активных веществ, лекарственных препаратов на основе разнообразных природных ресурсов тайги и моря;
4. Марикультура различных высокоценных морских животных и растений;
5. Разнопрофильная стройиндустрия, производство стройматериалов, в т. ч. цемента, промышленное, массовое жилищное (многоквартирное, коттеджное), гидротехническое и пр. строительство;
6. Производства различных потребительских, в том числе продовольственных товаров на рынки Дальнего Востока; доведение собственного производства продовольственных товаров до 70-75 % от потребности в крае;
7. Океаническое машиностроение и приборостроение, производство оборудования для освоения ресурсов океана и для биотехнологий, судостроение и судоремонт, авиастроение, производство потребительских товаров высокой сложности на основе конверсии;
8. Рекреационно-туристические и курортно-оздоровительные виды деятельности;
9. Развитие производств риса, сои, меда, выращивания лекарственных растений;
10. Научно-техническая деятельность, направленная, прежде всего, на изучение и рациональное освоение природных ресурсов суши, морей и океана, решение уникальных экологических проблем, проблем сохранения биоразнообразия.

Основным рынком сбыта для продукции края должны стать страны АТР. Для этих рынков будет эффективно производить все, что базируется в основном на местных, региональных природных ресурсах и имеет спрос в этих странах. Еще одним по значимости рынком могут быть сибирские и европейские российские рынки, как и рынки других стран СНГ. Несмотря на удорожающие факторы и большие транспортные затраты при прочих равных условиях возможна рентабельная реализация на этих рынках рыбной продукции и других морепродуктов, изделий из лесных ресурсов, цветных металлов и сопутствующих им веществ, многих лекарственных препаратов и биологически активных веществ из уникального сырья тайги и морей. Другим рынком сбыта будет региональный дальневосточный рынок. Однако с учетом малой емкости дальневосточного рынка предприятия, работающие на него, не могут быть слишком крупными. Это, прежде всего, – средние и малые предприятия размещаемые, главным образом, вблизи транспортных сетей и морского побережья. Такие предприятия могут работать, прежде всего, на местном, дальневосточном сырье, но возможно и привозное сырье, в т. ч. из стран АТР.

Целесообразность развития различных видов деятельности в регионе будет определяться, прежде всего, балансом экономических интересов:

— экономически эффективны для производителя;
— эффективными в социальном и эколого-экономическом отношении для муниципальных образований и края в целом с точки зрения достаточных налоговых отчислений в местные бюджеты, содействия росту качества жизни, а также – неухудшения качества окружающей среды;
— эффективны для Дальневосточного региона с точки зрения производства и поставок необходимых товаров на дальневосточный рынок, решения общерегиональных проблем;
— эффективны для России с точки зрения достаточных налоговых отчислений в центральный федеральный бюджет, обеспечения транзитных функций и рыночных взаимодействий со странами АТР, а также с точки зрения обеспечения геополитических интересов России в АТР.

Инвестиционно привлекательными отраслями хозяйства Приморского края являются:

1. Горнодобывающая промышленность – развитие комплексной переработки сырья. Извлечение из руд многих полезных компонентов. Создание новых и модернизация старых ГОКов, металлургического передела, доводочных фабрик на основе новейших технологий. Необходимо полнее использовать созданный инфраструктурный потенциал в горнодобывающих районах и узлах, создавать на его основе дополнительные производства потребительских товаров, а также – использовать этот инфраструктурный потенциал для освоения других местных природных ресурсов районов (лесных, строительных, рекреационных, лекарственных и т.п.).2. Лесная промышленность – развитие комплексной переработки древесины, отходов, продуктов побочного лесопользования — путем создания малых и небольших перерабатывающих предприятий при леспромхозах, муниципальных образованиях. Необходимо развивать технологии эффективного использования низкосортной древесины. Способствовать организации небольших комплексных предприятий на долговременной арендной или концессионной основе с заготовкой и первичной переработкой недревесных ресурсов леса, лесоохраной и лесовостановлением.
3. Рыбная промышленность – развитие комплексной переработки сырья в том числе отходов рыбопереработки на основе новейших биотехнологий. Восстанавливать на современной технической основе прибрежный лов рыбы и морепродуктов в форме организации малых предприятий, рыболовецких колхозов, артелей, морских фермерских хозяйств и т.п. Развитие марикультуры в прибрежных районах, в том числе на основе широкого сотрудничества в этой области со странами АТР. Активнее развивать рыбное хозяйство на внутренних водоемах — водохранилищах, озерах, прудах. С учетом определенной сезонности комплексировать развитие марикультуры, прибрежного лова, например, с развитием побочного лесопользования.
4. Машиностроение – провести широкую переспециализацию предприятий, с учетом реального рыночного спроса. Переориентировать эти предприятия в основном на рынки Дальнего Востока и АТР с производством различного оборудования для биотехнологий, рыборазделочных линий, деревообработки, марикультуры, малых энергоустановок – гидро-, ветро-, океанических и др. Эффективными станут производства малой авиации (вертолетов, самолетов), малого судостроения, в том числе небольших рыболовных судов для прибрежного лова на базе имеющихся авиационных, судостроительных и судоремонтных заводов. Перспективным можно считать развитие и ряда новых производств оеанического машиностроения и приборостроения, выходящих на освоение новых образцов морской техники и технологий. В машиностроении, в том числе и при проведении конверсии целесообразно развивать общерегиональную дальневосточную кооперацию предприятий. Это будет способствовать росту эффективности и конкурентоспособности дальневосточного машиностроения и металлообработки.
5. Производство потребительских товаров, в т. ч. продовольственных – необходимо оказывать всемерное содействие в наращивании их собственного производства, ориентируясь преимущественно на дальневосточный рынок. Перспективным является переработка в крае лекарственного сырья, развитие фармацевтических производств. В переработке сельскохозяйственного сырья целесообразно стимулировать создание малых предприятий непосредственно в районах производства сельскохозяйственной продукции. При этом могут использоваться, стимулироваться самые различные формы кооперации: сервисная, сбытовая, производственная и другие, объединяющие как отдельных фермеров, так и коллективные крестьянские хозяйства.
6. Развитие ТЭК должно происходить одновременно двумя путями: решением текущих проблем через устойчивое энергоснабжение, реконструкцию существующих станций и котельных установок, создание малой энергетики, особенно в горно-таежных районах очагового хозяйственного освоения, энергосбережение. Одновременно необходимо строительство крупных электростанций. Электроэнергетика, может стать основным фактором, ограничивающим социально-экономическое развитие региона, внедрение новейших экологически чистых технологий, коренную реконструкцию материально-технической базы края в целом.
7. Модернизация и развитием централизованного энергопроизводства – всемерно развивать малые ГЭС, например, гидроэнергетические комплексы. В перспективе ТЭК края может экспортировать часть электроэнергии в соседние страны. В перспективе целесообразно строительство нефтеперерабатывающего завода в южном Приморье с ориентацией последнего на переработку нефти для собственных нужд и прежде всего на экспорт.
8. Развитие транспортной сети – строительство высококлассных автомагистралей – Находка–Владивосток, Арсеньев–Рудная Пристань; Владивосток–Пограничный; Владивосток–Краскино и других. Целесообразно строительство новых железнодорожных подходов к китайской границе и к Японскому морю. В долгосрочной перспективе необходимо строительство железной дороги из Находки на Комсомольск-на-Амуре с выходом на БАМ, а также железной дороги с выходом к Ольге и Рудной Пристани.
9. Сфера капитального строительства – концентрация усилий на реконструкции, модернизации существующих предприятий, в т. ч. стройиндустрии, строительстве жилья, новых объектов инфраструктуры, энергетики, транспорта. Большие перспективы имеет индивидуальное жилищное строительство. Необходимо стимулировать создание специальных небольших строительных компаний, обеспечивая им, например, на первых порах льготные налоговые режимы, отвод территории и т. п.
Ведущими, приоритетными в крае, должны стать контактные функции. Через Приморье, Россия широким фронтом выходит к Тихому океану. Поэтому через этот край будет вестись широкое хозяйственное освоение морских и океанических ресурсов, именно здесь формируются, и будут развиваться опорные базы такого освоения. Одновременно через Приморский край Россия выходит в бурно развивающийся АТР. Поэтому именно через край могут развиваться разнообразные взаимовыгодные связи, отношения России с АТР. То есть разнообразные контактные функции накладываются друг на друга, переплетаются, взаимодополняют друг друга.

Основными результатами при реализации стратегии (или Новой экономической политики Приморья-2018) будут являться:

1. Значительное уменьшение доли населения края, имеющего ежемесячные доходы ниже величины прожиточного минимума;
2. Повышение качества жизни населения;
3. Обеспечение гарантированного доступа всех слоев населения к социальным благам;
4. Формирование и развитие стабильного социального слоя населения — «среднего класса»;
5. Создание развитой инфраструктуры на всей территории края;
6. Успешная конкуренция региональных производителей товаров и услуг на внутреннем, национальном и международном рынках;
7. Повышение способности Приморского края активно воспроизводить и привлекать необходимые трудовые, финансовые, технологические ресурсы;
8. Обеспечение эффективного использования политического, экономического и социального потенциала региона в различных процессах жизнедеятельности Приморского края.

На современном этапе предлагается использовать возможности АТР для максимально эффективного, действенного встраивания Приморского края в механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции, что обеспечит реализацию перспектив социально-экономического развития Приморского края.

Интеграция в экономику АТР и расширение участия в различных региональных проектах предполагает:

— создание новых производственных мощностей, в том числе специальных промышленных зон и технопарков;
— реализацию совместных проектов в сфере высоких технологий;
— развитие Приморского края как центра международного сотрудничества для стран Дальнего Востока и АТР;
— усиление роли Приморского края как социального и культурно-досугового центра Дальнего Востока и стран АТР;
Необходимо учесть все потенциалы социально-экономического развития всех сфер Приморского края:
Потенциал развития транспортной системы:
— повышение транспортной доступности территорий Приморского края и его связности с другими регионами Российской Федерации;
— обеспечение эффективной транспортной интеграции с международным окружением, создание условий для динамичного социально-экономического развития Приморского края, в том числе за счет роста конкурентоспособности и повышения качества работы транспортной системы, включая активное развитие транзитных грузовых и пассажирских перевозок и сервиса.

Развитие транспортного каркаса Приморского края по следующим направлениям:

— создание сети автодорог, обеспечивающей эффективное движение грузов и пассажиров на международном, межрегиональном направлениях, создание современной системы автомобильных дорог общего пользования регионального значения;
— создание крупных морских и «сухих» портов, способных оперативно обслуживать транзитные грузы, сырьевой и высокотехнологичный экспорт в соответствии с международными потребностями;
— развитие малой авиации, что особенно важно для связности и доступности территории.

Увеличение объемов грузовых перевозок в Приморском крае будет осуществляться, в основном, по 3-м направлениям:
1) Увеличение объемов российских внешнеторговых перевозок через порты Приморского края и по Транссибу (внутренний транзит), включая развитие трубопроводного транспорта.
2) Увеличение объемов перевозок транзитных грузов стран АТР по территории Приморского края по международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2» (международный транзит).
3) Увеличение объемов прочих перевозок: внутренних – по транспортной системе Приморского края и внешнеторговых – через порты и пункты пропуска Приморского края (исходя из роста потребностей экономики Приморского края).

Основные факторы роста объема пассажирских перевозок:
— изменения реальных доходов населения, повышения деловой активности и развития миграционных процессов, изменения уровня безработицы, что в конечном итоге влияет на подвижность населения;
— изменения демографической ситуации;
— развития дорожной сети;
— развития туристической деятельности;
— изменения спроса на новые виды перевозочных услуг (включая международный транзит), развития сервиса и привлекательности общественного транспорта;
— роста количества личного автотранспорта, рост стоимости топлива;
— развития конкуренции между различными видами пассажирского транспорта, а также ценовой конкуренции между личным и общественным транспортом и так далее.
Потенциал развития лесного хозяйства:
— развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также материально-технической базы лесного хозяйства;
— повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, а также защиты лесов от вредителей;
— создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, улучшение породного состава лесных насаждений;
— сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;
— сохранение биологического разнообразия лесов;
— укрепление научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.

Потенциал развития сельского хозяйства:
— повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
-стимулирование технической и технологической модернизации;
-поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
-повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
— улучшение инфраструктуры и уровня жизни в сельской местности, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Потенциал развития рыбохозяйственного комплекса:
— обновление и модернизация материально-технической базы рыбохозяйственных организаций;
— повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
— повышение эффективности в сфере государственного управления в сфере рыбохозяйственного комплекса.

Потенциал развития туризма:
— создание инфраструктуры для туризма;
— повышение конкурентоспособности туристского рынка Приморского края;
— развитие системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества;
— развитие системы природно–экологического туризма международного уровня, развитие этнографического, охотничьего и рыболовного туризма;
— реализация кадрового потенциала индустрии туризма;
— внедрение и использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в строительство объектов культуры и туристической инфраструктуры;
— разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморского края как региона, благоприятного для путешествий и отдыха.

Потенциальные возможности развития жилищных условий:
— создание условий для повышения доступности приобретения жилья гражданами на территории Приморского края, в том числе развитие системы поддержки отдельных категорий граждан, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечного жилищного кредитования и развитие рынка арендного жилья;
— стимулирование предложения на рынке жилья, в том числе строительство жилья эконом-класса; содействие в обеспечении земельных участков инженерной и коммунальной инфраструктурой; сокращение времени прохождения необходимых для строительства административных процедур;
— переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
— создание условий для обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья;
— формирование конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;
— обеспечение доступа к информации о деятельности управляющих компаний, в том числе о стоимости и объеме предоставляемых услуг;
— повышение качества и доступности предоставляемых населению услуг жилищно-коммунальным комплексом Приморского края.

Потенциальные возможности развития рынка труда:
— стабилизация численности и эффективное использование трудовых ресурсов Приморского края;
— рост занятости населения и достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;
— формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики;
— улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости занятого населения Приморского края;
— реализация приоритета по размещению высокотехнологичных производств в Приморском крае, что обеспечивает создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока в Приморский край квалифицированных специалистов и креативной молодежи в сектора экономики, обеспечивающие это развитие — образование и науку.
— Увеличение доли высокотехнологичных производств в ВРП обеспечивает опережающий рост заработной платы, создает условия не только для формирования среднего класса населения, но и в целом, качественно меняет характеристики краевого рынка труда, что важно в условиях роста конкуренции за трудовые ресурсы.
Потенциальные возможности развития в сфере социальной поддержки населения:
— повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих на территории Приморского края, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;
— повышение эффективности системы социальной помощи;
— модернизация социального обслуживания, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
— усиление мер социальной поддержки семей с детьми;
— обеспечение реабилитации и социальной интеграции инвалидов (формирования безбарьерной среды для маломобильных групп населения);

Потенциал культурного развития Приморского края:
— обеспечение беспрепятственного доступа граждан к объектам культуры, в том числе путем формирования цифровых ресурсов и интернет продуктов;
— интеграция Приморского края в культурные процессы АТР, многостороннее международное сотрудничество, продвижения ценностей российской культуры в страны АТР;
— создание многофункциональных центров культурного развития в малых городах с использованием современных телекоммуникационных технологий;
— внедрение и использование механизмов государственно-частного партнерства для решения задач сохранения историко-культурного наследия, привлечения инвестиций в строительство объектов культуры.

Потенциал сферы здравоохранения:
— совершенствование системы обязательного медицинского страхования, реализующей право граждан на выбор врача, медицинской и страховой медицинской организаций;
— развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
— модернизация системы здравоохранения и повышение качества медицинской помощи.

Потенциал развития сферы образования:
— развитие системы поддержки устройства детей-сирот в семьи;
— формирование высокотехнологичной среды для развития современных технологий преподавания;
— создание условий для привлечения на работу в систему общего образования высококвалифицированных специалистов, молодых педагогических кадров;
— реализация образовательных программ профессионального образования, направленных на получение профессиональных и прикладных квалификаций, соответствующих требованиям рынка труда.

Потенциал развития сферы физической культуры и спорта:
— строительство и реконструкция объектов спорта, повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями;
— вовлечение населения в систематические занятия физкультурой и спортом;
— развитие системы спортивной подготовки перспективной молодежи и формирование спортивного резерва.

Потенциальные возможности экологии:
— повышение экологической эффективности экономики как основы для снижения негативного воздействия промышленных и бытовых отходов на окружающую среду;
— создание эффективного экологического сектора экономики, утилизация твердых бытовых отходов с использованием системы сортировки, обработки, вторичной переработки отходов; организация межмуниципальных комплексов по обезвреживанию, сортировки и переработке отходов;
— создание экологически безопасной обстановки в местах компактного проживания и отдыха населения;
— сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в первую очередь от стационарных источников;
— ликвидация прошлого экологического ущерба от негативного воздействия отходов производства и потребления;
— повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;
— использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, сохранения и восстановления природных сред;
— создание условий для обеспечения охраны объектов животного и растительного мира, в том числе особо охраняемых видов;
— сохранение и развитие Особо Охраняемых Природных Территроий.

Важнейшим стратегическим направлением является формирование в Приморском крае развивающейся эффективной экономики. Эффективное развитие экономики Приморского края возможно исключительно по пути производства товаров с высокой долей добавленной стоимости, прежде всего за счет интеллектуальной составляющей. При этом будущая эффективная экономика Приморского края будет опираться как на создание новых, так и на развитие уже существующих крупных предприятий, опережающее развитие малых и средних предприятий, как более мобильных и восприимчивых к производству инновационной продукции. У Приморского края складываются реальные возможности развития постиндустриальной.